Филипп Нэрль “Кротоно Сумус элементы фантастического учения” (фрагмент)

Философия – поиски сквозного канала
между жизнью и смертью.
Филипп Нэрль

Учение: МИР-КОНЦЕПЦИЯ в тезисах и афоризмах, с намеками и подсказками
  1. Хочу я знать, что значит “быть”.
    Хочу я знать, что значит “значить”.
    Хочу я знать, что значит “знать”.
    Хочу я знать, что значит “я хочу”.
  2. Человек хочет узнать, как устроен мир, что он такое и что ему делать в этом мире. И вот, прочитав все книги и выслушав все мнения, он убеждается, что любому мнению может быть противопоставлено противоположное. Рано или поздно он поймет, что ВСЕ ЕСТЬ МНЕНИЕ. И если он одно мнение предпочитал другому, то не потому, что первое “правильнее”, а лишь потому, что так сложились обстоятельства его жизни. Даже если он скажет “верю только своим глазам”, то в конце концов поймет, что видит мир определенным образом потому, что его научили так видеть. Когда же в своем искании Истины он дойдет до отчаяния, кто поможет ему освоиться в невесомости взамен утраченной устойчивости?
  3. Реальный мир – это лишь то, что мне о нем сказано. Насколько прекраснее мир несказанный, который не от слова!
  4. Извечная проблема человека – стремление выразить невыразимое. Это – то сокровенное, что живет в душе каждого ярчайшей внесловесной очевидностью, но в мире человеческом (в мире слов) требует невозможного формального доказательства. Точнейшие формулировки этого внутреннего знания кажутся неубедительными. Например: “ТЫ И Я- ОДНО”.
  5. Знаковые средства коммуникации создают иллюзию взаимопонимания. Эта иллюзия препятствует истинному взаимопониманию, точнее, сознанию Единства, которое есть всегда.
  6. Философы и поэты ведут борьбу с формальной стороной слова, более или менее успешно заставляя слово служить невыразимой сути.
  7. Возникая из попытки универсального описания мира, философия убеждается в недостижимости этой цели и становится средством сознательного совершенствования отношения к миру.
  8. Все философские учения правильны. Формально они различаются полнотой и разносторонностью, неформально – степенью приближения к цели – выражению невыразимого.
  9. Истинная философия никогда не была чисто формальной наукой. Она всегда существенно обогащена поэтическим видением внесловесного, избегая, однако, свойственного поэзии индивидуализма и сохраняя статус всеобщности. Очевидно, целесообразен дальнейший синтез этих двух (и других возможных) способов описания мира, поиски новых форм и уровней их взаимопроникновения.
  10. Путь к Истине – это путь разоблачения заблуждений, иллюзий, – не только почти очевидных, как иллюзия взаимопонимания, но и других – фундаментальных, в силу традиции принимаемых за аксиомы. Необходимо осознанно-критическое отношение к любым установкам, как бы глубоко ни въелись они в сознание.
  11. Метод осмысливания мира (если цель – Истина) должен быть основан на честном, непредвзятом и бескомпромиссном – “объективном” отношении к объекту исследования. Такой метод мироосмысливания (но не философскую систему) уместно назвать объективным методом или ОБЪЕКТИВИЗМОМ.
  12. Всякое правило имеет исключения. Между любыми “да – нет” есть промежуточные состояния. Всякое “нечто” (предмет, понятие, учение, закон, принцип и пр.) ограничено и имеет ограниченное применение. Мир бесконечен в любом мыслимом измерении. Все конечное существует в бесконечном. Всякая замкнутость предполагает возможность разомкнутости. Любые преграды преодолимы, любые пределы – свидетельство запредельности. Здесь выражен основной принцип объективного метода – принцип запредельности (принцип разомкнутости). Это же и основной принцип бытия, делающий его неисчерпаемым по всем направлениям.
  13. Пессимизм становится невозможным, если этот принцип положен в основу мировоззрения.
  14. “КРЕДО ОБЪЕКТИВИСТА” – минимальный свод правил объективного мышления:
    • Пользуясь словом, в первую очередь уясняй себе его значение. Множество заблуждений связано с недостаточно сознательным употреблением слов (что значит “быть”? что значит “значить”?).
    • Рассуждение ценно лишь тогда, когда оно повышает ясность понятий и представлений.
    • Минимум насилия над мыслью. Принуждая мысль двигаться в “нужном” нам направлении, мы можем пройти в двух шагах от открытия, которого ждали тысячелетиями.
    • Безоговорочно признавать субъективность любого мнения – единственная возможность быть объективным.
    • Ничто не следует принимать как само собой разумеющееся. Никакое мнение не должно быть признано окончательным. На всякое суждение возможно аргументированное возражение.
    • Гипотезы, не подлежащие экспериментальной проверке (например, примат материи и примат сознания) следует считать равноистинными (но не обязательно равноправными), даже если они кажутся взаимоисключающими.
    • Все традиционное и косное подлежит уничтожению, если оно может стать препятствием на пути к Истине. Ограниченность – враг номер один. Приветствуй всякое изменение и обновление в мировоззрении. Чем смелее и неожиданнее мысль, тем вероятнее, что оно ведет к Истине.
    • Не бойся крайностей: крайность соседствует с запредельностью. Граница не только разделяет, но и соединяет. Нет пределов на пути к беспредельному.
  15. Тексты, подобные этому, не ставят себе задачей сообщение информации и выработку полезных рецептов. Их цель – приобщение к процессу самоосознания мира.
  16. Взаимодействие понятий в тексте направлено к уяснению интуитивного представления о мире – к восприятию внесловесного. Осознав это, не следует относится к слову как к эквиваленту вещи и искать точных формулировок. Слова – это только ключики, комбинации которых позволяют открыть в сознании некие таинственные дверцы.
  17. Чтобы выйти за пределы формального восприятия, полезно понять, что интуитивная ясность высоких метафизических абстракций настолько невелика и взаимосоизмерима, что среди них не может быть определяющих и определяемых: все они взаимоопределяемы в процессе взаимодействия.  Потому понятия не остаются самотождественными, постоянно деформируясь в зависимости от контекста, – вплоть до обращения в свою противоположность. Понимание этого позволит относиться к тексту не как к застывшей схеме, а, скорее, как к живому организму.
  18. Сознательное отношение требует возражений тексту и возражений этим возражениям, что способствует углублению восприятия до внесловесного уровня.  Ни одно положение не следует принимать как нечто непререкаемое. Непререкаемо только чувство Истины – след фейерверка мысли, вспыхнувшего в сознании читателя.
  19. Предлагаемый текст может послужить средством для повышения ясности представления о мире, для совершенствования мировоззрения. Кроме того он может быть использован как объект критики для улучшения мнения о себе. В любом случае текст окажется небесполезным. Все зависит от того, какого рода пользу сможет извлечь из него читатель.
  20. Не ищи Истину в словах. Все, что могут слова, – это помочь сузить круг поисков. Истина же всегда между слов, между изречений. Разве определяя одно слово через другое ты узнаешь истину о предмете? Ты просто заменяешь одни неизвестные другими, менее беспокоящими. Не верь словам. Не верь авторитетам. Размышляй, пока Истина предстанет пред тобой очевиднейшей достоверностью.
  21. Никому не верь на слово. Не думай о том, насколько“достоверно” то, что здесь написано. Слова – только ключики. Но, чтобы они работали, нужно хоть ненадолго попытаться представить себе то, что они описывают. Может быть через (“сквозь”) это представление тебе удастся увидеть что-то интересное. Может быть “другая правда” понравится тебе больше, чем та, к которой ты привык.
  22. НИКАКИХ “НА САМОМ ДЕЛЕ”! МИР ЕСТЬ ТОЧКА ЗРЕНИЯ, ХВАТАЮЩАЯ САМОЕ СЕБЯ
  23. Панконцептуальное устройство мира: мир есть концепция, что в свою очередь является концепцией. Само представление о том, что мир имеет устройство, является одной из возможных концепций.
  24. Мир существует как некая грань, поверхность раздела между двумя “никаковостями”, и лишь эта грань качественна или концептуальна, что означает отношение одной “никаковости” к другой (или отношение “ничто” к самому себе).
  25.  Это тоже одна из концепций: разум не может выйти за пределы отношения , а может лишь наслаивать одно отношение на другое, усложняя картину мира. Но этот процесс может быть использован для выхода за пределы формального мышления.

  26. Запредельность не в тридесятом царстве, наоборот, она ближе всего, что можно себе представить
  27. Мир, каким мы его представляем, есть продукт некоторых условных положений – “аксиом” (и нашего некритического отношения к ним), которые не только недоказуемы и не допускают возможности доказательств, но оказываются даже невообразимыми при достаточно внимательном рассмотрении. Такова догма “объективной реальности”.
  28. Только то, что находится в сознании (является его содержанием) может быть признано существующим. Ни о чем ином сознающее существо не может иметь никакого представления.
  29. Догма “объективной реальности” заставляет часть объектов сознания полагать условно внешними, несмотря на невозможность представить себе, что может означать такое бытие “вне и помимо” сознания. То, что еще не вклю
  30. чено в сознание, не имеет более конкретного бытия, чем как “то, что еще не включено в сознание”. Запредельное есть потенция конкретного бытия, но еще не бытие.
  31. Я не отрицаю объективность, а нахожу ее место в более общей картине мира. Объективный мир существует и имеет свои проблемы, но он – не Все, а только один аспект Всего, и потому существует проблема выхода за его пределы.
  32. Правомерным (достаточно корректным, “объективным”) можно считать признание бытия лишь в том качестве, в котором оно дано сознанию. Феномены следует признать как видимое, воспринимаемое бытие, нумены (здесь – все, не воспринимаемое непосредственно, например, физические законы) – как допущения, модели, созданные для взаимоувязывания феноменов.
  33. Всякое бытие или утверждение требует вопроса “для кого? с чьей точки зрения?”
  34. Всякий феномен существует в первую очередь как данность одному сознанию (субъекту, “мне”). Затем возможно подтверждение (или неподтверждение) его другими субъектами. Только это подтверждение может служить мерой “объективности” феномена.  Здесь первое значение слова “объективное” – честное, непредвзятое (отношение) подменяется вторым значением: объективное как внешнее по отношению к “моему” сознанию и, следовательно, общенаблюдаемое (хотя бы потенциально). Такая объективность является договорной (конвенциональной), по сути – квазиобъективностью.
  35. НАШ МИР НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ПРОДУКТ КОЛЛЕКТИВНОЕО ТВОРЧЕСТВА.
  36. Ни о чем нельзя сказать, есть оно или нет “на самом деле”. Можно говорить лишь о значимости его для одного сознания (“меня”) и о количестве и авторитетности (для меня) подтверждающих “других” (реальных или потенциальных).  Не следует забывать, что бытие этих “других” тоже является феноменом одного субъекта, который в свою очередь подтверждается этими “ другими”. Это уникальный феномен, сам (через “других”) подтверждающий свое существование.
  37. Различие между реальностью и галлюцинацией определяется только числом подтверждающих и доверием к ним. Термин “реальное” есть синоним достоверности и свидетельства, или “веримости”.
  38. Любая квазиобъективная реальность существует лишь на уровне слова (или других возможных средств коммуникации). Я не могу быть уверен, что другой видит (воспринимает) то же, что и я. Самое большее, что я могу утверждать, – это то, что он в данной ситуации употребляет те же слова.
  39. Мы не можем говорить о некотором общевоспринимаемом мире. Мир есть “поле” восприятия – сознания одного субъекта, который повышает степень реальности своего мира-сознания (и себя в нем), населяя его подобными себе свидетелями его реальности.
  40. Сознание конструирует другие сознания для повышения прочности своих конструкций.
  41. Любое событие (факт и последовательность фактов) правомерно рассматривать только в представлении (того или иного) субъекта (данность ему), но не как коллективную реальность, поскольку сопоставляя показания разных субъектов, мы низводим феномен до уровня слов (знаков).
  42. За пределами квазиобъективности (взаимоосвидетельствования) бытие самого субъекта низводится до уровня допущения (нумена, модели).
  43. Реальным (очевидным) бытием обладает лишь множество объектов, совокупность которых можно отождествить с тем, что мы подразумеваем под сознанием субъекта. Но и объектами они становятся только при условии интерпретации субъектом своих ощущений. Так же и ощущения в свою очередь кажутся возможными только при условии их различения.
  44. Однажды я посмотрел вокруг и вдруг понял, что все это – НЕПРАВДА.
  45. Всякая реальность есть следствие наложения условностей на безусловное – ограничения безграничного. Представление о реальности, действительности, о том, что есть “на самом деле”, – продукт абсолютизации относительного; это всегда некоторая деформация истины – натяжка, некорректность, заблуждение, обман и самообман (“майя”).
  46. Полное снятие ограничений делает бытие “непроявленным”. Истинное и безусловное, оно же – “ничто” для ума, – вечное, бытующее вне обусловленностей времени, пространства, субъекта, ощущения феномена, реальности. Для ума это – МИР ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Единое нерасчлененное безусловное бытие есть состояние бесконечных возможностей, среди которых имеют место возможности вычленения и абсолютизации некоторых из них, – возможности ограниченности в безграничном, которые иллюзорны извне как нечто отдельное, но действительны в пределах себя, своего самообмана.
  47. В разных фазах самообмана возникают время, пространство, ощущения, объекты, субъект, множество субъектов, реальный мир. Возможно также бесконечное множество других последовательностей и форм реализации самообмана, других миров и принципов бытия. Но всем им присуща двойственность: они существуют только внутри себя, внутри своей обусловленности (как правила игры) и не существуют извне, в свете Истины единого и безусловного.
  48. Всякое проявленное бытие есть возможность, выдающая себя за действительность. Ее природа – самозациклившееся отрицание: это невозможность доказать невозможность в пределах самой невозможности (невозможность доказать иллюзорность фильма в пределах самого фильма). Фиктивное понятие “действительность” есть возможность самообмана: “а что, если закрыть глаза на некоторые обстоятельства…”
  49. Возникает вопрос: кто занимается самообманом в условиях отсутствия субъекта, а так же времени и пространства? Никто. Самообман – это метафора, взятая из языка уровня субъектов, поскольку другим мы не владеем, да и вряд ли возможен внесоциальный, внесубъектный язык.
  50. Обманываем себя мы сами, когда абсолютизируем реальность мира и себя, забывая об условностях, выделяющих одну возможность из множества.
  51. Заблуждение нереально, поскольку реально лишь безусловное – Истина. Заблуждение – это интерпретация, подмена феномена словом. Символ, выражение, отражение – это подмена, обман. Слово реально как звук, а не как эквивалент предмета. Но оно реально не как слово “звук”, а как сам звук, точнее, его ощущение, которое мы не можем назвать, не обманув себя.
  52. Все реально только как неинтерпретируемое нечто. Неназываемое и неинтерпретируемое ВСЕ – бескачественное “ничто” для ума. 5 Е Я не открываю ничего нового, но даже не совсем забытое старое полезно повторять на разные лады, чтобы способствовать его уяснению.
  53. На уровне “коллективного сознания” есть множество феноменов различной степени реальности (квазиобъективности), – или галлюцинаций различной массовости. Но как реальные феномены (непосредственно бытующие) они существуют только на уровне одного субъекта (каждого). На коллективном уровне реальны лишь словесные описания, но и они имеют бытие только для одного субъекта (пусть “каждого”) – как представление о всеобщем. Только в такой степени реально то, что мы называем “материальным миром”, – как некая словесная абстракция или фрагментарное представление.
  54. Непосредственно реальна лишь та часть этого мира, которую субъект воспринимает сейчас – ситуация.
  55. Ступени иерархии субъективных реальностей: ощущение (осязательное, затем зрительное, затем слуховое), предмет (синтез и абстракция ощущений), воспоминание, знание и представление, воображение и фантазия, абстракция разного уровня общения, наконец, высшие метафизические абстракции (Единое Сущее в разных формах осознания). Самое конкретное и безусловное бытие в то же время и самое условное, самое абстрактное и нереальное для восприятия – зато самое безусловное. Условность компенсируется конкретностью, абстрактность – безусловностью. В некотором аспекте (единства) это – одно и то же, видимое с разных точек зрения – чувства и ума.
  56. Высшая метафизическая абстракция (безусловное) становится тождественной непосредственному, максимально конкретному бытию. Это вся совокупность временных срезов, где слово – не символ, а последовательность звуков (дереализация понятия). Оно – не эквивалент предмета (образа), а его причина или следствие, как любой момент движения, процесса. Это то, что происходит внутри субъекта (“меня”), когда отсутствует наблюдатель (представление о нем), которому все адресовано и который “понимает” – интерпретирует происходящее. Тогда ощущение голубого цвета вызывает в сознании только последовательность звуков; н, е, б, о. Так можно представить внесубъектный уровень, сохранив, однако условность времени, без которой вряд ли возможны какие- либо представления.
  57. Прежде, чем спросить “что есть я ?”, спроси “что есть “я”?, что значит “я”? Мы говорим “я – тело”, потом “я – разум”, потом “я – дух”, но что есть “я” само по себе? В каждом из этих равенств что есть левая часть? Забавно, когда тело, показывая на себя говорит “я” не тело, я только говорю телом”. Не напоминает ли это игру в прятки?
  58. “Я” – это мысль о себе. Тело – образ себя в пространстве разных ощущений.
  59. Почему я – именно я? Вовсе нет: здесь и сейчас я – это я , там и тогда я – это он.
  60. Если есть бесконечное множество возможностей, то есть и эта возможность мира-ситуации, в которой я нахожусь. Субъект спрашивает себя: “Почему я нахожусь именно в этой реальности (возможности)? Чем это обусловлено?” Не “я нахожусь в этой возможности,” – я вместе с ситуацией составляю эту возможность. В бесконечном множестве возможностей есть и эта – в которой есть я и моя ситуация. В другой возможности тоже есть свой субъект (как предполагается в “моей” концепции мира), но это уже не я, хоть он и тождествен мне в аспекте Единства.
  61. “Что же такое “я”?” – Это то, что называет себя собою. Так видится на субъектном уровне. Тот, кому удалось освободиться от субъектной обусловленности, увидит, что “я” – это вся совокупность объектов, (заполняющих) образующих (его ли?) сознание, среди которых есть и тот (случайный?) объект, который называл себя субъектом. Точнее, в сознании (где все происходит) имеются слова “это – я, а это – не я”, которые вне субъектной обусловленности Эзотерическая философия лишены какого-либо значения, они становятся такими же заполняющими сознание объектами, как и представления, ощущения, другие слова и пр.
  62. Освобождаясь от всех обусловленностей, ты узнаешь, что “на самом деле” (в самом безусловном смысле) ты – это Все, вся бесконечность возможностей. Здесь для тебя нет ничего сокрытого, ты есть каждый, каждая ситуация, каждая возможность. Ты есть то, что принято называть Богом, а все сущее – твои возможности, реализованные благодаря условным ограничениям. Это значит: Бог во всем, все и каждое – самовыражение Бога.
  63. Проблема не в том, есть Бог или нет, а в том, какой смысл мы вкладываем в это слово.
  64. Есть множество промежуточных состояний, где сняты не все ограничения, не по всем параметрам. Тогда проявляются “сверхчувственные” феномены – телепатия, ясновидение и т. п. Субъект может только чуть-чуть освободиться от себя, тогда он не охватит всю бесконечность возможностей, но, допустим, две или три, свою и еще чью-нибудь. Он на некоторое время (и в некотором аспекте сознания) станет другим лицом, реальным для него или воображаемым. Он сможет узнать (хотя бы частично) содержание сознания другого лица или увидеть нечто глазами воображаемого субъекта, – такая воображаемая ситуация тоже включена в бесконечность возможностей Всего.
  65. Мир есть точка зрения, хватающее самое себя. Когда она схватывает себя (рефлектирует), появляется субъект – “носитель” этой точки зрения. Но, очевидно, что его существование целиком заключено в этой точке зрения.
  66. Что же такое точка зрения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выйти за пределы точки зрения и сопоставить ее с тем, что не есть точка зрения. Но это принципиально невозможно: невозможно представление или знание ,не включенное в точку зрения.
  67. Мир есть точка зрения, хватающая самое себя, а точка зрения есть самозацикленностъ мира.
  68. На уровне субъекта непосредственно сущими (непосредственно данными сознанию) являются ощущения – пяти органов чувств, а также ощущения эмоциональных состояний, ощущения мыслей, образов и прочие внутренние явления до интерпретации. Первой ступенью опосредствования (абстрагирования) являются формы мира – предметы и явления в их формальном восприятии (включая “формы” мыслей и чувств) – первый этап интерпретации (осознанный или нет). Формы мира в своей совокупности образуют то, что мы назовем ситуацией. Это первичная (первоинтерпретируемая) форма мира, данная субъекту, которую можно считать (в пределах некоторых концепций) результатом синтеза (абстрагирования) элементарных ощущений или элементарных фактов сознания.
  69. Все, что находится за пределами ситуации, будем называть концепцией. Мир как концепция есть бытие мира, опосредствованное через опыт и коллективное сознание. Бытующий мир для субъекта то, что он сейчас видит, слышит, осязает (ситуация). Все остальное обладает только умозрительным бытием для субъекта, а для коллектива существует только на уровне знакового описания. Никаким другим бытием, кроме бытия концепции, мир, не воспринимаемый сейчас субъектом (“мною”), не обладает.
  70. Сказать, что мир есть ситуация, – мало, поскольку есть еще (в каком бы то ни было качестве) концепция, выходящая за пределы ситуации. Потому для субъекта (для каждого из нас, для его умозрения) мир есть концепция. Для каждого, но не для всех вместе, – для всех мир – только слово, получающее значение только в восприятии каждого.
  71. Концепция включает в себя ситуацию как частный случай высшей субъектной обусловленности и конкретизации.
  72. Концепция включает в себя все возможное, в том числе и субъект. Потому Мир-Концепция как представление может служить мостиком, ведущим за пределы субъекта.
  73. Когда Мир-Концепция зацикливается на себя (“ловит свой хвост”), пытаясь включить себя в себя, в ней возникает представление о “себе”, о субъекте – “носителе” и “создателе” концепции. Концепция как одна из многих возможностей реализует себя через субъект, который (как видно извне) вырабатывается концепцией внутри себя как попытка описать и обосновать свое существование. Через субъект концепция достигает самого конкретного своего выражения в сменяющихся ситуациях (для субъекта это – непосредственно-бытующий мир форм).
  74. Умножая в себе субъекты (как представления субъекта-носителя), концепция достигает состояния полисубъектного (например, физического) мира, превращаясь во всеобщую веримую реальность, полностью подчиненную принципам и законам данной концепции (правилам игры).
  75. Концепция как суть мира есть описание, не подразумевающее за собой никакой иной “настоящей” реальности, которую она описывает. Описание мира – это и есть сам мир, никакого другого нет (панконцептуализм).
  76. Для панконцептуального (поликонцептуального) субъекта концепция не несет в себе никакой истины, она – только рабочий инструмент, применяемый по мере надобности. Концепция ни истинна, ни ложна. Она подобна правилам игры, не выражающей ничего, кроме самой себя. И она так же произвольна, как игра. Одна концепция ничем не лучше и не хуже другой, – но это по самому большому (безусловному) счету.
  77. Мир есть концепция и в самом безусловном метафизическом смысле поскольку все высшие абстракции сознания выходят за пределы ситуации. В то же время в свете метафизического описания мира концепция приравнивается одной из множества возможностей.
  78. Мир есть концепция, которая наряду с другими включает в себя представление о мире как о множестве возможных концепций (поликонцептуализм) – то же, что мир бесконечных возможностей.
  79. Равнозначность концепций (как множества возможных правил игры) есть представление предельное, гипотетическое, соотнесенное только с высшим безусловным уровнем так же как и равенство людей “перед Богом”. В каждом конкретном случае (в пределах концепции) такой равнозначности быть не может.
  80. Предельная концепция (абстрагирующая до безусловного) конкретизируется во множестве взаимоподчиненных подконцепций. В нашей предельной метаконцепции (концепции о концепциях) можно выделить три основных аспекта (три высших концепции), взаимоподчиненных по степени безусловности:
    1. полисубъектный аспект (“полис”), полагающий реальными множество субъектов и множество точек зрения на некоторую общую реальность;
    2. моносубъектный аспект (“монос”), в котором мир виден из точки одного реального для себя субъекта, а прочие дереализованы до уровня “допустимых”, как они реально (вне социальных установок) даны моносубъекту;
    3. внесубъектный аспект (“тотуе”), в котором дереализован моносубъект, как самополагающий, а не данный себе непосредственно, – этот аспект являет собой высшую безусловность непосредственного бытия Мира- Концепции.
  81. Субъект в своей конкретной ситуации имеет свою концепцию “более или менее полную, глубокую”, она является для него описанием реальности, в которую он верит (его мировоззрением), хотя извне субъекта концепция сама есть своя реальность (включающая в себя свой субъект). Однако некоторые подконцепции субъекта могут быть равнозначными, – если их включает в себя его веримая реальность.