Юрий Щербак “Философия Фенерли”

Философия – поиски сквозного канала
между жизнью и смертью.
Филипп Нэрль

 Философия Фенерли ( псевдоним – Филипп Нэрль) – явление уникальное, и явление – видимо, не случайно – глубинных киевских корней 1.
 Георгий Фенерли (1939-1995) – философ особого, неповторимого стиля (стиль – не только форма, но прежде всего – содержание).
 Философия Георгия Фенерли – по своей внутренней интенции и направленности – близка к глубочайшим измерениям философии Востока.
 Форма (“техника”) изложения – европейского стиля. Это сочетание – в философски мастерском исполнении Фенерли – уникально (если речь идет о настоящей философии).
 “Рыцари Духа! Вы ни на мгновение не повернетесь спиной к своей звезде!2. Учение Фенерли – Звезда Кротонус. (Есть и другое название – Кротоно Сумус) 3.
 Изложено в пяти книгах 4.
 Поэзия, проза, графика 5 , живопись Фенерли – особые, многообразные, “рассыпно-акцентированные” (как “шрапнель”, как “картечь”) – проекции учения Звезда Кротонус. Учение
 Звезда Кротонус – многослойно и многомерно (множество “переключений” по форме и способу изложения: от доступного и – на первый взгляд, казалось бы, простого – до в высшей степени интенсивно насыщенного для пытливого разума и рвущегося к пониманию и постижению Глубин Сознания человеческого духа).
 “Философия – длинный путь поисков самого короткого и общедоступного пути”6.
 И еще: “Философия – авангард сознания. Это работа на пределе возможностей, направленная в запредельность” 7.
 Запредельность – ключевой термин философии Георгия Фенерли.
 И еще один ключевой термин – Истина.
 “Рыцари Истины! Перед вами стоит задача сверхчеловеческой сложности: вам предстоит создать оружие ненасилия, послушное только бескорыстным, самоотверженным рыцарям Истины. Это значит, что управление этим оружием должно производиться из таких глубин психики, которые закрыты для недостойных и у современного человека почти неосознанны. Необходимо найти способ активной реализации силы духа <...>” 8.
 Еще три термина, которые уже в несколько ином (“перекрестном”) смысле создают и формируют “каркас конструкции” философии Фенерли:

  1. Полис. Это – несколько упрощая (вводная компактная статья-преамбула к философии Фенерли выводит на “поверхность текста” свои, присущие собственному жанру задачи) – то, как мы видим мир “как обычно”, то есть тем образом, которым социальная инерция “научила и заставила” нас его видеть.
  2. Монос. Это (также несколько упрощая) – “я есть, а все другие – и все вокруг – мне только кажется. Все – иллюзия. Лишь я – Точка (“эпицентр”), а вокруг – “вращается Иллюзия”.
  3. Тотус. Это – когда и меня уже нет, когда и я – всего лишь часть иллюзии, когда – и Точки уже нет, когда жизнь и смерть сплавляются в Единство, когда что здесь что там – оковы пали.

 Три позиции “каркаса” философии Фенерли можно и возможно сопоставить (хотя речь может идти только о сопоставлении и аналогии – не о тождестве – “локусов” различных линий Знания) с тремя известными позициями философского знания Востока: 1) “Дневное сознание” (“бодрствование”). 2) Сон со сновидениями. 3) Сон без сновидений (Глубокий сон). То есть: “дневное сознание” – это фактически “забвение себя” (“жизнь в быту”), и на своем собственном уровне – безвыходная для Сознания модальность.
 “Сон со сновидениями” – это “шанс прорыва”, “коридор связи” между Жизнью и Смертью. Но и Посмертье не дает душе избавление – неизбежен возврат в “бодрствование” и в “сон со сновидениями”.
 “Сон без сновидений” – это символ “преодоления мира”, “выхода из форм”. Это можно сопоставить с Глубоким сном раннего детства, когда душа еще не была травмирована “бодрствованием” – это в не совсем адекватных переводах с языков Знания восточных и западных традиций называют “блаженством” (хотя – все закономерно: “лингвистика” нашего исторически более позднего “локуса” не располагает более точным аналогом и “синонимом”). И – главное: “блаженство” Глубокого сна – бессознательно, но есть и “реверс” – “обратная сторона” Глубокого сна, где “просыпается” “Сознание-в-блаженстве”, и это и есть – возвращаясь к философии Георгия Фенерли – тем, что в его терминологии названо Тотус.
 Философия Фенерли – поддержка для ищущего: всякий, какой угодно слой бытия и сознания является закономерным на твоем пути, и ты можешь извлечь из Философии именно то, что ты, если захочешь, сможешь извлечь именно сейчас, на своевременном для тебя “шаге” твоего пути.
 “Мир бесконечных возможностей” – так назвал это Фенерли.
 “Формулы и афоризмы” -Приложение к первой книге 9 цикла Звезда Крото- нус – глубоко, тонко и точно “иллюстрируют” суть и смысл этих возможностей.
 Выборочно процитируем и по возможности прокомментируем некоторые из них.
 “Если есть граница, значит, есть способ ее преодолеть” 10.
 “Главная трудность не в преодолении, а в обнаружении наших ограничений” 11.
 “Философия – поиски сквозного канала между жизнью и смертью” 12.
 Прокомментируем эти три афоризма (формулы), объединив их в единый блок (“спайку”).
 Возможна (кроме множества других) такая интерпретация. Итак, афоризм первый. Представь, ты стоишь в центре окружности. Окружность ограничивает “круг твоей жизни”. Центр окружности – это совокупность обстоятельств твоего рождения, обусловленных твоим Предрождением и определяющих вектор твоей судьбы. Внутри “круга твоей жизни” есть множество “жизненных ограничений”. Некоторые из них кажутся непреодолимыми. Но. “Если есть граница, значит есть способ ее преодолеть”.
 Афоризм второй. Ограничения внутри “круга жизни” – это не прямые линии, отграничивающие секторы обстоятельств, обусловленных судьбой, от секторов закрытых инерцией судьбы возможностей. Каждое ограничение – это извилистая линия, и ее извилистость обусловлена множеством взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в том числе неочевидных, “невидимых”. Увидеть связь этих факторов, обнаружить “невидимые” факторы, создать целое из, казалось бы, разрозненных фрагментов – значит увидеть точный рисунок извилистой линии того или иного ограничения. На это и нацеливает внимание и сознание афоризм Фенерли. “Главная трудность не в преодолении, а в обнаружении наших ограничений”.
 Афоризм третий. По мере преодоления извилистых линий ограничений внутри твоего “круга жизни” ты прорываешься из центра окружности, ограничивающей “круг” – к “замкнутой кривой” (окружность), отделяющей тебя от твоего Посмертья, которое будет, если условно использовать временную аналогию – не “везде” есть Время, – твоим “новым” Предрождением. То есть ты движешься из центра окружности – по избранному тобой тому или иному радиусу – к “замкнутой кривой” твоей судьбы, чтобы, преодолев “замкнутость”, прорваться “по ту сторону” жизни и судьбы еще в “этой жизни”, “сплавляя” жизнь с Посмертьем-Предрождением, “наращивая” одну за другой (пределов нет – зависит лишь от ресурсов “врожденных” внутренних сил) – новые и новые “концентрические окружности” твоего “внутреннего бытия”.

“Смерть – самое интересное приключение в этой жизни” (Фенерли) 13.

 Предрождение-Посмертье – бездонная бездна “приключений души”, время от времени “прерываемая” приключением “точка Рождения – точка Смерти”.
 Появление в “этой жизни” – загадка и тайна для “я-здесь”.
 Существует два (поскольку двойственность – причина и первооснова нашего пребывания “здесь”) способа “сознательного умирания”:

  1. “умереть” в этой жизни полностью (“преодолеть” мир, “вырваться” – раз и навсегда – за его пределы);
  2. “умереть” в этой жизни частично (“связать”, объединить, “интегрировать” Жизнь с Посмертьем-Предрождением, сохранив часть сознания и памяти – многое подлежит забвению, поскольку память и забвение – “аверс” и “реверс” частичного “умирания”).

 То есть: либо (1) Покой (“Блаженство”), либо (2) Приключение (“сквозь” бесконечную “цепь” смертей и рождений).
 Фенерли сказал об этом так (из неопубликованной книги Георгия Фенерли “В сторону Кротонуса”):
 “Если исчезает физическое тело (как это нам видится), а сущность, сознающая себя, остается, то что, спрашивается, остается?
 Естественно предположить, что остается то, что мы называем внутренним: представления, грезы, желания – некий воображаемый мир. Но воображаемый он только с внешней точки зрения. Для него, умершего, он остается единственной реальностью, и из внутреннего становится внешним в силу необходимости иметь внешнее, среду обитания. Происходит объективирование внутреннего, переход на другой слой, отторжение от себя нового “не я”. Значит и настоящий наш мир – это грезы из предыдущего, память о нем. Так вот почему мы не помним того, что было до рождения, потому что весь наш мир – это отчасти память того мира, представления того мира, а отчасти – наши фантазии в том мире – то, что было для нас внутренним”.
 В завершение. Философия Фенерли – явление настолько глубокое, это такая бездна Духа, что прорыв в эти глубины – это предельная и запредельная концентрация воли к Пониманию.

  1. Корни polis’a определяют масштаб и стиль возможных в его “локусе” явлений.
  2. См.: Филипп Нэрль. Кротоно Сумус. – К., 1999.-С. 158.
  3. Перевод с лат. – “Бытие в Кротоне”.
  4. Пять книг: Кротоно Сумус. Элементы фантастического учения; Лучи Кротонуса; Звездная помощь; “Книга Радости” Тингуама Ойнакеды; В сторону Кротонуса. Аспекты Запредельности. (Издана – одна книга: см. [2]. Опубликованы – некоторые фрагменты из других книг, см.: Lapsit Exillis. – 2002. – No 3. – С. 46-62. Помимо того, цикл завершает философский трактат “Танатософия: Танец Смерти”. (Готовится к изданию)).
  5. См.: Филипп Нэрль. Кротоно Сумус. — К., 1999. – Первая и четвертая страницы обложки, шмуцтитулы.
  6. См.: Филипп Нэрль. Кротоно Сумус. — К., 1999. – Первая и четвертая страницы обложки, шмуцтитулы.- С. 172.
  7. См.: Филипп Нэрль. Кротоно Сумус. — К., 1999. – Первая и четвертая страницы обложки, шмуцтитулы.- С. 172.
  8. См.: Филипп Нэрль. Кротоно Сумус. — К., 1999. – Первая и четвертая страницы обложки, шмуцтитулы.- С. 158.
  9. См.: Филипп Нэрль. Кротоно Сумус. — К., 1999. – Первая и четвертая страницы обложки, шмуцтитулы.-С. 162-180.
  10. См.: Филипп Нэрль. Кротоно Сумус. — К., 1999. – Первая и четвертая страницы обложки, шмуцтитулы.-С. 163.
  11. См.: Филипп Нэрль. Кротоно Сумус. — К., 1999. – Первая и четвертая страницы обложки, шмуцтитулы.-С. 163.
  12. См.: Филипп Нэрль. Кротоно Сумус. — К., 1999. – Первая и четвертая страницы обложки, шмуцтитулы.-С. 179.
  13. См.: Филипп Нэрль. Кротоно Сумус. — К., 1999. – Первая и четвертая страницы обложки, шмуцтитулы.-С. 179.